animateMainmenucolor
Главная / Инженерно-геологические изыскания / Инженерно-геологические изыскания при строительстве трубопроводов

Инженерно-геологические изыскания при строительстве трубопроводов



Сбор, систематизация, обработка инженерно-геологической информации

Инженерно-геологические изыскания начинают со сбора, систематизации и обработки накопленной информации, среди источников которой следует отметить материалы государственной геологической и инженерно-геологической съемок и аэрокосмофотоматериалы. На основании результатов дешифрирования АКФМ и анализа имеющихся геологических материалов составляют предварительную карту возможных вариантов трассы, на которой выделяют участки, однородные по инженерно-геоло­гическим условиям, в том числе участки со сложными условиями, требу­ющие обследования.

Затем проводят наземное или аэровизуальное рекогносцировочное обследование вариантов трассы. Обследуются проявления ЭГП, участки перехода трассы через реки, озера, прижимы, естественные обнажения, водопроявления. По вариантам трассы в интересных по геологическим соображениям местах проходят отдельные выработки глубиной до 5 м (одна выработка на участок варианта трассы, однородный по инженерно-геологическим условиям). В отдельных случаях на сложных по геологи­ческим условиям участках проводят инженерно-геологическую съемку масштаба 1 : 5000 - 1 : 25 ООО.

Горно-буровые работы и съемка сопровождаются инженерно-геоло­гическим и гидрогеологическим опробованием. Определяют классифи­кационные показатели свойств грунтов по малым выборкам для харак­теристики МГТ-1 и МГТ-2 и химический состав грунтовых вод. Для оценки мощности рыхлых пород, их разреза, глубины сезонного про­мерзания применяют электропрофилирование и сейсморазведку. На выбранном варианте трассы инженерная задача состоит в разделении трассы на участки типового и индивидуального проектирования и в компоновке сооружений трубопровода (станции комплексной подготов­ки, компрессорные и наблюдательные станции, водонапорные башни и др.).

Инженерно-геологические изыскания трассы должны дать мате­риал для решения инженерной задачи, поэтому по своему содержанию они отвечают этапу IIб.
Предварительная инженерно-геологическая разведка трассы включает проходку горных и буровых выработок по оси трассы и по поперечникам, размещаемым на косогорах, заболоченных территориях, участках прояв­ления ЭГП. Для простых геологических условий нормативы рекоменду­ют располагать выработки по оси трассы на расстоянии 0,2-0,5 км друг от друга. Однако это может привести к необоснованному и существенно­му завышению объемов работ, особенно при наличии участков со слож­ными инженерно-геологическими условиями. Для определения расстоя­ния между выработками более рационально рассчитать одномерный сппинф для каждого однородного в инженерно-геологическом отноше­нии участка. Помимо снижения объема работ такой подход более обоснован в научном отношении. Выработки проходят на 1-2 м ниже отметки заложения трубопровода. Опробование выработок проводится с целью определения классификационных показателей и показателей коррозионной и агрессивной активности пород и грунтовых вод.

На стадии РД инженерно-геологические изыскания ведут на участках индивидуального проектирования и на местах размещения сооружений в пределах предполагаемой сферы взаимодействия (этап III). На участках индивидуального проектирования, если на них развиты какие-либо ЭГП, проводят инженерно-геологическую съемку масштаба 1: 2000 — 1 : 5000, охватывающую всю область с неустойчивой структурой. Разведка участка производится по поперечникам с опробованием горных и буровых выработок. Для изучения ЭГП проводят опытные инженерно-геологические работы (пенетрацию, вращательный срез, полевое определение прочности) или геофизические исследования.

На участках размещения сооружений выработки располагают по расчетным сечениям сферы взаимодействия. Разрез грунтов основания должен быть вскрыт выработками и опробован па мощность сферы. В ходе опробования отбирают образцы грунтов для определения классификационных показателей и показателей прочности и сжимаемости, используемых в расчетах оснований. Разрез грунтов сферы взаимодействия должен быть расчленен на МГТ-3, охарактеризованные оценками показателей свойств, нужных для расчетов. При проведении инженерно-геологических изысканий для строительства трубопроводов в районах широкого развития карста, оползневого, селевого и других процессов, распространения многолетнемерзлых пород, просадочных грунтов и болот должны быть получены данные, необходимые для прогноза соответствующих процессов и разработки защитных мероприятий.


термины:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я






Буровые установки (агрегаты, станки) шпиндельного типа

Глубина бурения, м
100 м
300 м
500 м
800 м
2000 м

Буровые установки с подвижным вращателем

Глубина бурения, м
до 15 м.
до 25-50 м.
до 100 м.
до 300 м.
до500 м.
до1000 м.
до2000 м.

Буровые установки роторного типа для бурения скважин

Глубина бурения, м
до 25-50 м.
до 200 м.
600-800 м.
Глубина бурения 2000-3000 м.

Самоходные буровые установки для бурения скважин

Установка самоходная подъемная Азинмаш-37А1
Установка для устройства буронабивных свай СО-2
Агрегат для заглубления винтовых анкеров АЗА-3
Cамоходный буровой агрегат БА 15.06, 1БА15н.01, 1БА 15к.01
УРБ-3А3.13 самоходные и передвижные буровые установки
БА-63АВ Буровой агрегат на шасси КАМАЗ
БТС-150 станок буровой тракторный
Установка бурильно-крановая гидрофицированная типа УБКГ-ТА

Буровые установки и оборудование для глубокого бурения

Глубина бурения, м
Глубина бурениядо 3200м
Глубина бурения до 4000 м
Глубина бурения до 5000м
Глубина бурения 6000- 8000 м